Некоторые вопросы про детские книги
1. Книги должны быть доступны.
Соблазн убрать книги от ребенка, который еще только учится координировать свои движения и не понимает толком, что книги надо беречь, велик. Но книги в пределах досягаемости могут послужить приобретению полезной привычки – сидеть и развлекаться самостоятельно с книгой. Дал интересную и любимую – и всё. Ребенок счастлив и занят сам собой.
читать дальше2. Книги надо «читать» и самостоятельно, и со взрослыми.
Согласитесь, когда ребенок увлекается чем-то, хотя бы ненадолго, велик соблазн быстренько пойти и поделать что-то по дому, поработать или просто попить чай. Но самостоятельное общение с книгой лучше все же ненавязчиво дозировать. Ребенок должен уметь занимать себя без помощи взрослых. Но без этой помощи он сам многое не поймет и не узнает. Поэтому при знакомстве с новой книгой надо обязательно посидеть рядом, почитать, покомментировать картинки. Если книга уже знакома – ее всё равно стоит время от времени читать вместе. Снова и снова комментируя прочитанное на картинке, предлагая ребенку показать предметы или персонажей, посчитать их, рассказывая о том, кто какого цвета, своими словами пересказывая только что прочитанное. Но всё без фанатизма, в меру, чтобы ребенок просто не заскучал.
3. Чтение (этакие теоретические образы) надо обязательно подкреплять их материальными аналогами.
Прочитали «Барабан» А. Барто – покажите ребенку настоящий барабан (ну, или там кастрюлю и карандаши-палочки). Прочитали «Мойдодыра» Чуковского – показали таз и мочалку, чтобы ребенок запоминал эти предметы, находил им места в своем формирующемся в разуме мире, чтобы знал, как ими пользоваться и получал двойной интерес от узнавания в книге знакомых и родных предметов. Вообще, идеальный для закрепления и прививания любви к чтению вариант – спектакль. Инсценировать детские стихи и рассказы очень просто ведь. В ванной например, можно ставить «Утенок и цыпленок» В. Сутеева. Реквизит: резиновый утенок, резиновый цыпленок, бабочка, мячик, изображавший яйцо, и резиновая сороконожка, изображавшая червяка. Всё. А ребенок счастлив и развивает воображение. Так же прекрасно и лаконично, уже «на суше» «ставится» тот же Сутеев, точнее, его «Мышонок и карандаш». Реквизит: карандаш, мягкий мышонок из Икеи, лист бумаги, на котором карандаш (мама) рисует кошку. Сутеев вообще кладезь для инсценировок. Взять, например, еще его «Петуха». Распечатываем из Интернета любой рисунок-раскраску петуха, положить на стол карандаши, поствить игрушечную собаку – всё. Спектакль готов, ребенок увлечен и ненавязчиво учит цвета, пробует орудовать карандашами и вообще жизнь удалась. Для инсценировки «Капризной кошки» использовать и карандаш с бумагой, и «Лего» - с помощью конструктора максимально досконально «построить» дом, сад, пруд, будку и т.д.
Вариация на тему подкрепления книжного образа – мультфильм. У всех родителей разное отношение к мультикам. Почитали Сутеева – посмотрели мультфильм про Снеговика-почтовика, почитали «Теремок» - посмотрели его, почитали «Кошкин дом» - ну и так далее.
4. У каждого возраста ребенка – свои книжные предпочтения. В чтении важно упредить интерес, вести ребенка за собой, а не бежать за ним.
У каждой книги есть свой «возраст», то есть, то, что интересно ребенку, допустим, в год и три, уже не вызовет бурного восторга, например, в год и шесть. Так что наша задача – предлагать и предлагать. А дело ребенка – выбирать, что ему интересно. Если собрать свою библиотеку к рождению ребенка не получилось, неплохой выход – общественные библиотеки. Во-первых, нелишнее место для того, чтобы ходить куда-то с ребенком и разнообразить жизнь впечатлениями. Во-вторых, это опять приучение ребенка к чтению: «Мы идем в библиотеку, возьмем интересную книжку». В-третьих, это отличная помощь в поиске книг с нужными картинками или нужным текстом. Хотя от посещения библиотек есть еще один бонус. Сейчас библиотеки – это не просто полки и книги. Там всё время проходят какие-то мероприятия и конкурсы. Участие в них приятно разнообразит жизнь мамы, и приносит пользу ребенку.
@темы:
Мамочкины закладки